ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ЛИСТОВЫХ СТАЛЕЙ

Авторы

  • В. С. ЮСУПОВ ИМЕТ РАН, Россия, г. Москва Автор
  • Р. Р. АДИГАМОВ АО «Северсталь менеджмент», Россия, г. Череповец Автор

DOI:

https://doi.org/10.32339/

Ключевые слова:

автолист, сталь, плоский прокат, HSLA, HS IF, DP, PHS

Аннотация

В работе приведен обзор современных тенденций мирового развития автомобильных листовых сталей. Обзор включает исследование программы WorldAutoSteel, которая объединяет 18 крупнейших производителей стали и предоставляет информацию о применении листовой стали в автомобильной промышленности. С учетом бурного развития гибридных автомобилей и электромобилей задачами программы WorldAutoSteel были: выявление перспективных силовых агрегатов и их влияния на архитектуру автомобиля; исследование возможности использования сталей для автомобилей будущего; исследование потенциала сокращения веса автомобиля с использованием сталей AHSS, новых технологических процессов и автоматизированной оптимизации конструкции; формирование требований к новым маркам стали на основе анализа нагрузок, возникающих в конструкции электромобиля. Кратко рассмотрены преимущества AHSS на примере двухфазной автомобильной стали (DP — Dual Phase Steel). DP600 — низкоуглеродистая сталь для холодной штамповки, упрочняющаяся при формообразовании и имеющая в микроструктуре одновременно две основные фазы: ферритную (мягкую, пластичную, определяющую невысокий предел текучести двухфазной стали) и мартенситную (твердую, придающую этой стали необходимую прочность). В микроструктуре двухфазной стали возможно также наличие бейнитной составляющей и следов остаточного аустенита. В литературе такие стали называют двухфазными ферритно-мартенситными в отличие от распространенных ферритно-перлитных, ферритно-бейнитных, ферритно-аустенитных, аустенитно-мартенситных и других двухфазных сталей. Двухфазные ферритно-мартенситные стали (ДФМС), по сути, представляют собой композиционный материал, в котором высокопрочные островки мартенсита окружены пластичной ферритной матрицей. Благодаря такому структурному строению они обладают высокой пластичностью и повышенной прочностью.

Биографии авторов

  • В. С. ЮСУПОВ, ИМЕТ РАН, Россия, г. Москва

    д-р техн. наук, главный научный сотрудник

  • Р. Р. АДИГАМОВ, АО «Северсталь менеджмент», Россия, г. Череповец

    канд. техн. наук, начальник управления

Опубликован

2025-03-06

Выпуск

Раздел

Сталеплавильное производство

Как цитировать

ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ЛИСТОВЫХ СТАЛЕЙ. (2025). ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ. Бюллетень научно-технической и экономической информации, 81(1), 30-37. https://doi.org/10.32339/