ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ СУЩЕСТВУЮЩИХ СПОСОБОВ ЭЛЕКТРОКОНТАКТНОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ И ЛОКАЛЬНОЙ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СВАРНЫХ СТЫКОВ

Авторы

  • А. В. ЛЁСИН ООО «РСП-М», Россия, г. Москва Автор
  • А. И. КАРЛИНА Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, Россия, г. Москва Автор
  • Р. В. КОНОНЕНКО Иркутский национальный исследовательский технический университет, Россия, г. Иркутск Автор
  • М. А. ПОПОВ Иркутский национальный исследовательский технический университет, Россия, г. Иркутск Автор
  • А. А. ГОРШКОВ Иркутский национальный исследовательский технический университет, Россия, г. Иркутск Автор

DOI:

https://doi.org/10.32339/

Ключевые слова:

рельсы, сварные стыки, зона термического влияния, контактная сварка

Аннотация

Приведен статистический анализ эксплуатационного цикла сварных стыков рельсов отечественного и импортного производства на всех Российских железных дорогах (ОАО «РЖД»), который свидетельствует о недостаточной надежности сварных стыков. Представлены статистические данные о лежащих в пути ОАО «РЖД» дефектных рельсах на 01.01.2022, 01.01.2023 и 01.01.2024. При проведении контактной сварки рельсов части свариваемых рельсов находятся в двух состояниях: в месте сварного шва металл нагревается до температуры, превышающей температуру плавления 1520 °С, где происходит плавление металла и его выброс из сварного шва, и в пластическом состоянии в ЗТВ. Торцы рельсов нагреваются до температур, лежащих ниже солидуса (для стали до 1100–1200 °С), и под действием сжимающего усилия пластически деформируются на определенную величину (осаживаются) и свариваются. Величина осадки, усилие сжатия, а также температура нагрева рельсов оказывают решающее влияние на образование сварного соединения и являются основными факторами в процессе контактной сварки. Более явно недостаточная усталостная прочность сварных стыков выявлялась при сварке рельсов методом пульсирующего оплавления у сталей, легированных хромом и кремнием. Высокая скорость охлаждения ЗТВ приводит к образованию участков мартенсита, играющих роль концентраторов напряжения, и в дальнейшем к возможному возникновению дефектов в сварных стыках, т. е. к развитию усталостных трещин в подошве, шейке и головке рельса с последующим хрупким доломом. При нарушении технологии закалки происходит выкрашивание металла головки сварного стыка, а разупрочнение металла во время сварки приводит к смятию металла головки сварного стыка. Сварные стыки в рельсовых плетях не должны иметь внутренних и наружных дефектов определенного вида, превышающих нормативные размеры. По мере повышения скоростей движения растут требования к прямолинейности рельсов и сварных стыков.

Биографии авторов

  • А. В. ЛЁСИН, ООО «РСП-М», Россия, г. Москва

    главный инженер

  • А. И. КАРЛИНА, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, Россия, г. Москва

    канд. техн. наук, научный сотрудник

  • Р. В. КОНОНЕНКО, Иркутский национальный исследовательский технический университет, Россия, г. Иркутск

    канд. техн. наук, доцент Института информационных технологий и анализа данных

  • М. А. ПОПОВ, Иркутский национальный исследовательский технический университет, Россия, г. Иркутск

    аспирант, ассистент Института информационных технологий и анализа данных

  • А. А. ГОРШКОВ, Иркутский национальный исследовательский технический университет, Россия, г. Иркутск

    студент

Опубликован

2024-12-27

Выпуск

Раздел

Металловедение и термическая обработка

Как цитировать

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ СУЩЕСТВУЮЩИХ СПОСОБОВ ЭЛЕКТРОКОНТАКТНОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ И ЛОКАЛЬНОЙ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СВАРНЫХ СТЫКОВ. (2024). ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ. Бюллетень научно-технической и экономической информации, 80(11), 45-52. https://doi.org/10.32339/